Чарльз Камерон — выдающийся архитектор XVIII столетия
Любимец Екатерины II , создатель классических интерьеров Царскосельского дворца и знаменитой Галереи, примыкающей к Агатовым комнатам — архитектор Чарльз Камерон прожил долгую и интересную жизнь. В России с его именем связаны дворцово-парковые ансамбли в Павловске и Царском Селе, великолепные интерьеры в лучших традициях классицизма.
Между тем, биография архитектора содержит противоречивые факты. Одни источники утверждают, что носитель звучной фамилии Чарльз Камерон — сын знаменитого вождя шотландцев Эвена Камерона, возглавившего борьбу против ганноверской династии в 1745-46 гг. Другие указывают, что отцом будущего создателя дворцовых интерьеров был простой строительный подрядчик, и карьеру свою Чарльз Камерон начал с Гильдии плотников. Так или иначе, юноша приобрел полезные навыки и знания в области строительства и архитектуры, которые последствии принесут ему почет и славу.
Будущий великий архитектор был еще и талантливым художником, знатоком истории искусств. Под руководством Исаака Веара, известного строителя и архитектора XVIII века, он стал соавтором серьезного труда «Термы римлян». После смерти учителя в 1766 году Камерон продолжил работу самостоятельно. Он много путешествовал по Италии, изучал древнеримские памятники, делал чертежи и зарисовки. Огромный том с великолепными иллюстрациями работы Чарльза Камерона был напечатан на двух языках — английском и французском — в 1772 году и имел успех в Лондоне и Париже. Это был блестящий трактат, где говорилось об истории и философии Древнего Рима, сокровища архитектуры были подвергнуты глубокому научному анализу. О молодом архитекторе заговорили.
В 1779 году он прибыл в Россию по приглашению самой императрицы Екатерины II. Чарльз Камерон был к тому времени уже известный архитектор с мировым именем. Ему было поручено создать новые интерьеры Царскосельского дворца взамен затейливых творений Растрелли. Екатерина II была увлечена эстетикой древнего Рима. Ей хотелось создать в Царском селе «проект античного дома, распланированного как в древности». Она восхищенно отзывалась о способностях нового главного архитектора: «В настоящее время я увлечена мастером Камероном, архитектором… Великий рисовальщик. Это голова, голова, вызывающая воображение…».
Интересно, что до приезда в Россию знаменитый архитектор не построил ни одного здания, но за последующие десять лет он создал немало шедевров. Ему удалось воплотить в жизнь античные принципы построения зданий. Новый стиль — классицизм — отличался строгостью линий и особой легкостью, изяществом. Интерьеры дворцов, созданные Чарльзом Камероном, до сих пор являются эталоном вкуса и гармонии. Изящная Лионская гостиная со стенами, обитыми шелком, живописные орнаменты Арабесковой комнаты и приватная спальня в белых и синих тонах, похожая на коробочку-табакерку — эти заново отделанные помещения Царскосельского дворца заслужили высокую оценку самой императрицы. Все придворные приходили любоваться ими даже в то время, когда работы были еще не закончены.
Он спроектировал и отделал Большой дворец в Павловске — архитектор вписал основное здание и многочисленные павильоны в окружающий пейзаж с большим искусством. Фактически он создал поразительные по красоте пейзажные панорамы, сохранившиеся до нашего времени. Уединенный Храм Дружбы на берегу речки Славянки стал эмблемой дворцово-паркового ансамбля Павловска и эталоном градостроительства той поры. Он вдохновил архитекторов всей тогдашней России на создание подобных стилистических решений. А очаровательный Вольер — не просто птичник, но классический павильон с колоннами и зеркальными стенами, украшенный цветами и уютными диванчиками. К зданию примыкала открытая галерея для прогулок и уголок с певчими птицами в клетках.
В 1803 году Камерон был назначен главным архитектором Адмиралтейства, он проектировал и строил сооружения Галерной гавани на Васильевском острове, Андреевский собор в Кронштадте. Умер великий архитектор, мыслитель и художник, исследователь античной культуры, в 1811 году, оставив после себя немало прекрасных творений в стиле классицизма. Многие их них и поныне являются памятниками великолепной эпохи Просвещения, царившей при дворе Екатерины II.